Положение о программе наставничества
План мероприятий по реализации наставничества в 2023-2024 году
План мероприятий по реализации наставничества в 2024-2025 году
Иногда наш огонь гаснет, Альберт Швейцер
Не относись к наставнику как к Богу. Дмитрий Эйт |
Рады приветствовать на сайте нашей школы всех тех, кто заинтересовался вопросом «наставничество».
Термин «наставничество» произошел от английского слова «mentor». Так звали героя древнегреческой мифологии - мудрого советчика, пользовавшегося всеобщим доверием. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии личности. Наставничество в своем лучшем проявлении связано с компетентностью, опытом и четким определением ролей. Наставником может стать человек старше 18 лет, у которого есть желание помогать другим, открытый и искренний, обладающий терпением и желанием слушать, с опытом в любой сфере человеческой деятельности, умеющий планировать время и ставить жизненные цели, легко обучаемый и способный научить другого. Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к социальным характеристикам: мир-SPOD и мир-VUCA. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Definite (определенный). В данных условиях выпускники школ и ВУЗов знали свою жизнь наперед. Сейчас произошел переход к миру VUCA — то есть к жизни Volatility (нестабильной), Uncertainty (неопределенной), Complexity (сложной), и Ambiguity (неоднозначной). В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков людям крайне необходимы экзистенциальные навыки. Однако окружающая действительность меняется так быстро, что у людей не хватает времени и ресурсов самостоятельно знакомиться со своим «Я», искать личные цели, формулировать мечты, без которых невозможен успех.
Теме наставничества в школе уделено много внимания в национальном проекте «Образование». Согласно федеральному проекту «Современная школа», до конца 2024 года должна быть разработана методология наставничества обучающихся общеобразовательных организаций. Не менее 70% школьников будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.
Сегодня изменились социально-экономические условия и психология людей, поэтому «институт наставничества» претерпевает изменения. В наше время в поддержке нуждаются не только молодые и неопытные, то и те, кто сменил профессию или место работы. Наставники могут быть и у зрелых людей.
Рост качества образовательных услуг от частных поставщиков, использование ими все новых технологий, меняющих саму природу познавательной деятельности детей, требует от учителя, с одной стороны, широкой осведомленности о новых средствах обучения, а с другой, хорошего знания психологии современных школьников, их потребностей и возможностей.
Без наставников в решении этих задач не обойтись.
Большой потенциал у наставничества также в связи с цифровизацией образовательного процесса, персонализацией обучения и индивидуализацией образовательных траекторий.
Таким образом, наставничество — это социокультурный феномен «на все времена», всегда актуальный в связи со стремлением людей к гармонии и благополучию. Направленность наставничества на эксклюзивную работу по передаче опыта, освоению нового и постоянному совершенствованию делает его особенно востребованным на пороге революционных перемен, которые ожидают нашу школу.
В соответствии с планом ГБУ "Информационо-методический центр" 15.03.23 состоялся вебинар «Успешные практики реализации целевой модели наставничества в профессиональном сообществе учителей английского языка».
В вебинере приняла участие Шопина Марина Николаевна, заместитель директора по УВР ГБОУ №641. Она выступила с темой "Психологическое здоровье учителя в рамках целевой модели наставничества", представив опыт работы методического объединения учителей иностранных языков нашей школы по данному направлению.
Ссылка на вебинар: https://vk.com/video-
Презентация для вебинара М.Н. Шопиной
Администрация школы № 641