Итоговое сочинение

Документы:

  1. Приказ Минпросвещения России от 07.11.2018 №190/1512. “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования”.
  2. http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie#metod - ФИПИ. Итоговое сочинение (изложение)

Даты ИС-11: 1 декабря, 2 февраля, 4 мая. Регистрация на первую дату - до 17 ноября.

К СВЕДЕНИЮ:
Направления тем итогового сочинения на 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022
учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной,
воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях
других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных
перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не
исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков.
Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.
Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает
практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике позволит рассмотреть
путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира
человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках
цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте
столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут
импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и
окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов
пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов»
цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о
способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и
духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной,
публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители,
деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и
вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых
присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики,
утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как
социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда,
ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать
поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться
таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для
окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны
литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения
(юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной
проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в
которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского,

200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце
2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов
искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или
документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении
раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст
собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора
произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение
изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики,
близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления
жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов
(включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих
трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А.
Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный
вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной
справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах
социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого
возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и
государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов,
позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт
социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления
можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической,
психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их
интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

 

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения)

Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.

Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ;  обучающиеся XI (XII) классов - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования  в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в  учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;  обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.

Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут. 

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»). 

Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»). 

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

Методические материалы в помощь выпускникам и учителям:

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
© 2021 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 641 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга. Все права защищены.