Музейная педагогика

Понятие «музейная педагогика» было сформулировано в начале ХХ века благодаря работе немецких исследователей А. Лихтварка, А. Рехвейна, Г. Фройденталя. В 1913 году на конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога[1]. Задолго до этого основы тогда ещё неизвестной музейной педагогики в своих трудах изложили выдающие русские мыслители С. Полоцкий, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский.

Симеон Полоцкий (1629-1680),
русский и белорусский духовный писатель,
огослов, поэт, драматург, переводчик

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765),
первый крупный русский учёный-естествоиспытатель,
литератор

Николай Иванович Новиков (1744-1818),
русский просветитель, журналист, издатель,
критик и общественный деятель

Лев Николаевич Толстой (1828-1910),
русский писатель, мыслитель, просветитель

Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870),
русский педагог, писатель,
основоположник дошкольной педагогики в России

Существует несколько способов реализации музейного образования: в музеях, находящихся вне стен школы; в школьных музеях; при помощи музейных кабинетов, уголков или музейно-образовательных пространств.

В ГБОУ № 641 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга музейно-образовательное пространство выполняет функцию средства духовно-нравственного воспитания детей, популяризации народного творчества, нематериального культурного наследия.

Российская Федерация – многонациональная страна. В наших образовательных учреждениях обучается огромное количество представителей разных народностей. Изучение национальных особенностей не только своего этноса, но и другого, позволяет упрочиться эффективной, грамотной стратегии духовно-нравственного воспитания.

Целью работы музейно-образовательного пространства школы        № 641 является комплексное многоплановое воспитание и обучение школьников на основе музееведения, этнографии и технологической деятельности. Наша цель напрямую перекликается с миссией ЮНЕСКО. Последняя, в свою очередь, основана на том, что прочный мир должен строиться на основе диалога и взаимопонимания, а также на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества. ЮНЕСКО предпринимает усилия, чтобы каждый ребенок и гражданин имели доступ к качественному образованию. Содействуя сохранению культурного наследия и защищая равное достоинство всех культур, ЮНЕСКО укрепляет связи между ними[2].

Основная часть постоянной экспозиции музейно-образовательного пространства школы № 641 появилась в 2016 году. В качестве вдохновителя выступил ФГУБК Историко-архитектурный музей-заповедник «Кижи» и главная его жемчужина – Архитектурный ансамбль Кижского погоста, который в 1990 году вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Музейно-образовательное пространство школы № 641 – это

  • постоянные и временные выставки;
  • авторские образовательные программы;
  • мастер-классы и открытые мероприятия;
  • творческие коллективы;
  • проектная деятельность;
  • организация и проведение мероприятий от школьного до всероссийского уровня;
  • раннее профессиональное профилирование;
  • участие в районных, Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях;
  • поездки и встречи с представителями музейного сообщества РФ.

[1] Бутенко Н. В. Образовательное пространство музея изобразительных искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста / Н. В. Бутенко; Российская академия естествознания, Изд. дом Акад. Естествознания.- Москва : Акад. Естествознания, 2013.

[2] Коротко о ЮНЕСКО: миссия и мандат: [сайт]. URL: // https://ru.unesco.org/about-us/introducing-unesco

Доклад о музейной педагогике 2024

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Запись в первый класс через Госуслуги

© 2024 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 641 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга. Все права защищены.