Добро пожаловать музей-мастерскую «Школа ремёсел» ГБОУ школы № 641!
Экспозиционно-выставочное пространство «Крестьянская изба»
На фото – участники ансамбля национального танца «Заонежская бесёда» в обновлённой экспозиции музея-мастерской «Школа ремёсел» во время открытого мероприятия, 2024 год
На фото – участницы музейно-образовательной программы «Школа ремёсел» во время открытого занятия «Традиционные ремёсла Русского Севера конца XIX века», 2018 год
Экспозиционно-выставочное пространство «Крестьянская изба» позволяет не только узнать о традициях и быте крестьян, проживавших на Русском Севере в конце ХIХ – начале ХХ вв., но и через интерактивные занятия опробовать каждый предмет, находящийся в экспозиции. Бережное отношении к музейным реликвиям является важным шагом на пути к изучению народной культуры и быта.
Экспозиционно-выставочное пространство «Городская зала в деревенском доме»
Выставка «Секреты северной невесты»
На фото – участница музейно-образовательной программы «Этнография в танце» в день защиты научно-исследовательского проекта, посвящённого музыкальным особенностям «жестокого романса» Русского Севера XIX века и Гурбаева Е. Ю., руководитель проекта и программы, 2019 год
На Русском Севере в конце XIX века, когда у крестьян особенно популярным становится отходничество, мужчины, юноши и даже мальчики отправляются из родных северных деревень на заработки в Петрозаводск и Петербург. По возвращении они привозят не только деньги и дорогие подарки, но и особенности городского уклада: покупную мебель, занавески, настенные часы, патефоны, щегольские одежды. Так помимо традиционных изб с бревенчатыми стенами, рубленной мебелью и будничной обстановкой, в домах крестьян Русского Севера появляются городские залы – комнаты для приёма гостей и деловых встреч. Стены там уже оклеены обоями, наличники на окнах выкрашены в белый, повсюду предметы городского интерьера. Недаром бытовала поговорка: «От каждого порога к Питеру дорога»
Некоторые крестьяне переходят в купеческое сословие, начинают торговать. Так случилось с сыновьями Нестора Максимовича Ошевнева из одноимённой деревни, находившейся на Большом Клименецком острове в Онежском озере[1].
Частью постоянной экспозиции стала выставка традиционного костюма Русского Севера на рубеже XX – XIX веков.
Каждый крестьянский костюм-комплекс состоит из множества предметов. Рубахи, сарафаны, передники, пояса, головные уборы и украшения бережно воссоздаются участниками музейно-образовательных программ по материалам фондов различных музеев (Государственный Эрмитаж, РЭМ, музей-заповедник «Кижи»).
В числе периодических можно увидеть выставку «Из истории дамского платья 1900 – 1920 гг.». Воздушное чайное платье, костюмы светских дам и вечерний убор «новой женщины» выполнены из современных материалов, но с сохранением исторического кроя. Каждый комплект дополнен подлинными аксессуарами и демонстрирует стремительные перемены в женском облике начала ХХ века.
Участницы программы «Школа ремёсел» во время открытия выставки «Тайна северного платка», 2020 год
Одна из периодических выставок «Народная игрушка» повествует о деревянных, керамических и текстильных игрушках, бытовавших в деревнях на Русском Севере в XIX веке.
Среди выставочных образцов есть и так называемые «бабы» или «панки», которые в большом количестве обнаруживались во время экспедиций на территории бывшей Архангельской губернии. Так же большое распространение имели «кони» – символы солнца и «птицы», «утицы» – символы воды.
Текстильные куклы выполнялись из ненужной, вышедшей из обихода материи, чаще всего без применения ножниц и шитья. «Столбушки», «рванки», «пеленашки», «крупенички», «мартенички» делались без лица, чтобы злые духи не смогли навредить ребёнку, играющему с куклой. Такие были верования.
Такие игрушки служили и для подготовки к будущей самостоятельной жизни – мальчик, например, играя с «лошадкой», понимал её роль в хозяйстве, учился с ней обращаться.
Изящество национальных особенностей костюма Русского Севера XIX века отразилось в полотнах придворного художника К. Е. Маковского, который в период с 1870 по 1915 годы написал около шестидесяти картин с детальным изображением русских красавиц в национальных уборах.
[1] Исторические поселения вокруг острова Кижи. Деревни Кижской Волости // Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»: [сайт]. URL: // http://kizhi.karelia.ru/villages/oshevnevo