Внеурочная деятельность по иностранным языкам в сочетании с образовательным процессом способна решать множество задач в школе.

Цель внеурочных занятий – поддерживать мотивацию обучающихся на изучение иностранных языков через создание среды свободного общения, атмосферы сотрудничества и сотворчества в продолжении системы основных уроков. В такой среде обучающимся дается возможность совершенствовать свои знания, умения и навыки, получение дополнительных знаний, развитие коммуникативных умений, творчества и способностей к изучению иностранного языка. Цель обучения иностранным языкам – умение общаться.

Главная задача учителя- заинтересовать обучающихся изучать иностранные языки, постараться сделать так, чтобы обучающиеся посещали занятия с удовольствием. Из этого складывается успешность и радость педагогического труда.

Если говорить о нашей школе, то надо сказать, что занятия по внеурочной деятельности проводятся уже третий год. В конце учебного года

учителя посещают родительские собрания и предлагают родителям выбрать курс внеурочной деятельности на следующий учебный год. Часто родители высказывают свои пожелания и предложения по выбору тем, следовательно,и учителя составляют программы курсов внеурочной деятельности, выбирают направления, учитывая пожелания родителей. Надо отметить, что некоторые курсы внеурочной деятельности уже проводятся второй и третий год, что доказывает желание посещать такие занятия.

  1. Общекультурное направление «Занимательный английский»;
  2. Общеинтеллектуальное направление «Мир сказки и театра»;
  3. Социальное направление «Учимся общаться по- английски»;
  4. Общекультурное направление «Путешествие по Великобритании»;
  5. Социальное направление «Развитие навыков аудирования»;
  6. Общекультурное направление «Читаем с удовольствием»

Учителями ставятся следующие задачи:

-мотивационные (создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности, сотрудничества; включить в активную деятельность);

-познавательные (активизировать познавательный интерес, включить в познавательную деятельность);

-развивающие (развивать самостоятельность; развивать умение общаться и взаимодействовать с другими людьми);

-социально-педагогические (формировать общественную активность и др.);

-обучающие (формировать умения, компетентности и др.);

-эстетические (формировать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту);

-оздоровительные (формировать здоровый образ жизни).)

В соответствии с требованиями ФГОС в программах курсов внеурочной деятельности указываются личностные результаты и метапредметные результаты.

При организации и проведении внеурочной деятельности от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов обучающихся, учет их возрастных особенностей, их интересов. Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия. В практике школы традиционно различают три формы внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые и массовые.

Массовой формой и ярким событием внеурочной деятельности в нашей школе является проведение Недели иностранных языков. Как правило, она проходит с 17 по 22 декабря каждого учебного года и посвящена английскому рождеству. Предварительно составляется план мероприятий, который обсуждается на методическом объединении. Традиционно неделя начинается с проведения международного конкурса «Британский Бульдог». Стараемся, чтобы в неделе была прослежена единая тематическая тема и каждый день недели имеет свое тематическое название и проведение мероприятий планируется провести в начальной, средней и старшей школе.

Надо отметить, что некоторые мероприятия стали традиционными и включаются в неделю каждый год, такие как «Любимая английская буква». Ребята представляют свою любимую буквы в виде поделки из бусинок, макарон, круп, ракушек, перьев и т.п. «Рождественский носочек» обучающиеся 3-4 классов также изготовляют своими руками, проявляют, таким образом, большое творчество и фантазию, «Рождественская открытка», «Рождественская елочка», в работу включаются и обучающиеся 5-ых классов, конечно, и родители приходят на помощь ребятам и включаются в эту работу, что очень важно в нашей работе. Оформляются выставки творческих работ, назначается экспертная комиссия из учителей и старшеклассников по выбору лучших работ, затем ребята награждаются грамотами.

Стенгазеты одна из интересных форм внеурочной деятельности, может оформляться как на отдельную тему, так и являться неотъемлемой частью проектной деятельности. На неделе иностранных языков обучающиеся 5-6 классов представляют стенгазеты, посвященные рождеству, где они пишут пожелания, рождественские стихи на английском, немецком и французском языке. При выполнении этой формы работы у обучающихся проявляются творческие и художественные способности, умение сотрудничать и работать в группе сверстников.

Но самым впечатляющим массовым мероприятием в этот период времени является представление рождественской сказки, в котором принимают участие обучающиеся разных классов.

Цель мероприятия:

  • привить интерес обучающимся к изучению иностранного языка;
  • в игровой форме проверить умения обучающихся применять полученные знания (лексику, разговорные выражения, устойчивые формы и т.д.);
  • развивать творческую активность обучающихся.

Можно сказать, что за это время нами выработана некая технология подготовки таких мероприятий в школе, ведь соединить все воедино –это не простая задача. Празднику предшествует большая предварительная подготовка. Выбираем тему представления, стараемся, чтобы оно было интересным, современным и интерактивным, пишем сценарий , распределяем роли , подбираем артистов, музыку, распределяем декораторов и костюмеров и т.д..В подготовке представления помогают администрация, учителя, классные руководители и родители обучающихся. На представление приглашаются обучающиеся начальной школы или среднего звена, учителя, родители, таким образом, старшеклассники готовят представление младшим ребятам. Проводится праздник в актовом зале. «Поздравляем Санта-Клауса»,«Снежная Королева», «Святочный балл в Хогвартсе», «Гринч –похититель Рождества»- это те яркие незабываемые представления , которые проводились в нашей школе.

Таким образом, внеурочная деятельность целиком направлена на привитие обучающимся чувства прекрасного и развитие их творческих и индивидуальных способностей. Использование таких коллективных форм работ способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение. Расширяется культурологический кругозор школьников, активизируется их творческая активности, формируется эстетический вкус и, как следствие, повышается мотивация к изучению языка и культуры другой страны. Внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладение дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность. Неделя иностранного языка в школе должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по иностранному языку в школе, активизации для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведении недели иностранных языков в школе.

Залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Развивать творческие способности обучающихся очень важно через их участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях исследовательских и проектных работ. Применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеурочной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания по предмету. В нашей олимпиадной копилке тоже много сертификатов победителей в разных олимпиадах и конкурсах.

Планируемые результаты внеурочной деятельности:

  1. Продолжать использовать внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей ребят с помощью разнообразных направлений, форм и способов организации внеурочной деятельности.
  2. В максимальной степени учитывать интересы и потребности детей, пожелания родителей;
  3. 3.Повышать методический уровень кадрового обеспечения во внеурочной деятельности, а педагогами поддерживать развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным творчеством.
  4. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
  5. Создание банка методических разработок внеурочной деятельности.
  6. Совершенствование материально-технического обеспечения.

Additional information